Ценим
ПРОШЛОЕ,
работаем
на БУДУЩЕЕ

Экскурсии на Первую в мире АЭС

История

Более 75 лет мы разрабатываем самые передовые технологические решения в области ядерной энергетики и безопасности

Как делалась стенгазета «Теплофизик»

Н.И. Логинов

В середине 50-х годов в институте складывался новый научный коллектив, формировалась новая научная дисциплина – «теплофизика». Формирование нового коллектива привело к появлению партийной, комсомольской и профсоюзной организации, к желанию иметь свой печатный орган. Это желание было свойственно не только руководящим работникам, но и большинству рядовых сотрудников. Всем хотелось самоутверждения, хотелось, чтобы их в коллективе знали, и конечно, с лучшей стороны. Так появилась стенгазета «Теплофизик».

Название газеты

С названием дело долго не клеилось. Был даже объявлен конкурс на лучшее название, но и он ни к чему не привел. Организатором конкурса хотелось, чтобы название было кратким, звучным, отражало характер и задачи нового коллектива, задачи нового печатного органа. Но так и не появилось такого названия, которое сходу понравилось бы всем или хотя бы большинству. Поэтому решили временно, пока не придумается лучшее, назвать стенгазету «Теплофизик». А лучше так и не придумали.

Лицо коллектива

Так как на стенгазету смотрели как на лицо коллектива, на его, так сказать, парадный мундир, на рекламу, то и дело сразу было поставлено на солидную основу. Был изготовлен деревянный щит размером приблизительно метр на метр семьдесят, обтянут темно-красным бархатом и окантован золотым багетом. К нему в центральной части был приложен ещё один щит поменьше, обтянутый светло-красным бархатом. На нем-то и располагались заметки в пять столбцов. Крепились примерно так, как крепятся фотографии в альбоме – уголками. На основном щите в верхних углах – латунные силуэты В.И. Ленина и И.В. Сталина, а между ними латунными же буквами, привинченными к щиту, выведено ТЕПЛОФИЗИК. По бокам, под силуэтами приклепано по три вертикальные латунные полоски. Все латунные детали надраены, отполированы, покрыты бесцветным лаком и блестят.

Редколлегия

Юрий Сергеевич Юрьев

Редколлегия была небольшая, человек пять: редактор, художник, тот, кто может написать заметку, тот, кто может придумать, о чем бы написать, и тот, кто может печатать на машинке и работать с ножницами, бумагой и клеем. Выходила стенгазета не часто, к праздничным дням. Начиналась она с передовой статьи, где (в который уж раз!) описывалась история данного праздника. Затем заметка на производственную тему, в которой, как правило, упоминались хорошо поработавшие люди, потом цитаты о партийных и комсомольских мероприятиях, о спорте и отдыхе, иногда юмор.

Новогодний номер всегда делали целиком юмористическим. Там было очень мало текста: краткие пожелания, поздравительные телеграммы, подшучивания над отдельными, наиболее известными людьми и т.д. Зато было много рисунков: елка, Дед Мороз, шаржи. Эти номера выпускали на одном большом листе.

В первый год было выпущено 5 или 6 номеров, и все были довольны. Редколлегия работала дружно. Собирались все вместе и как-то сразу, вечера за три, делали газету от начала до конца. Собирали и писали заметки, печатали, подписывали заголовки и т.д. Затем стенгазету просматривал член бюро, ответственный за печать, и её выпускали для всеобщего обозрения. Но постепенно энтузиазм стал спадать. Дошли до того, что стали выпускать два-три номера в год. И тогда задумались: а сколько надо? И решили, что два-три – явно мало, пять-шесть – трудно, а по одному номеру в квартал – будет в самый раз.

Появилась и ещё одна идея: выпускать стенгазету поочередно. Коллектив тогда уже делился на четыре подразделения – значит каждому из них выпустить один номер в год. Это не трудно, и считали, что если заранее составить очередность, то можно заранее готовиться к выпуску и делать газету очень хорошей. На этом постоянная редколлегия перестала существовать.

Редактор П.А. Ушаков

Редактор П.А. Ушаков

Года два эта идея плодотворно работала. Стенгазета выпускалась без особого труда, но улучшения качества ее было не очень заметно. А потом начались срывы. Ведь каждый номер выпускали новые люди. Кроме того, рос коллектив, появлялись подразделения, новые люди, способные работать в газете. Снова встал вопрос о постоянной редколлегии, и она была создана. Редактором стал П.А. Ушаков. Он обладал тонким художественным чутьем, чувством меры, соразмерности. Его принципами в оформлении были простота, строгость, целесообразность, безукоризненная аккуратность. Пестрота в цветах, шрифтах, размерах заголовков, всякого рода вычурность были чужды ему и вызывали неудовольствие. Как раз в то время уже закончилась мода на пышные бархатные занавесы, скатерти на столах президиумов и пышные щиты досок почета и стенных газет. Шла борьба с архитектурными излишествами. Стиль П.А. Ушакова оказался как нельзя кстати.

Стенгазета выпускалась теперь на одном большом листе, склеенном из ватмана и натянутом на подрамник. Размеры стали значительно солиднее. Длина подрамника (по горизонтали) достигала двух с половиной метров, высота – восемьдесят сантиметров. Длинный горизонтальный формат оказался удобным. Он хорошо вписывался в интерьер коридора, в котором вывешивалась стенгазета. Кроме того, читатели могли рассредоточиться вдоль газеты, не толпиться и не мешать друг другу.

Ни одна, казалось бы, мелочь не ускользала от Павла Анатольевича

Заметки, напечатанные на разных сортах бумаги, капельки или полоски клея, выступавшие из-под краев заметок, неровно напечатанный текст, покоробившиеся после высыхания клея заметки портили настроение Павлу Анатольевичу. Расположенные вверху чрезмерно крупные или контрастные заголовки и массивные элементы оформления вызывали у него желание встать на голову, так как ему казалось, что газета вот-вот опрокинется. Непропорционально «толстые» или «тощие» буквы заголовков, буквы, вклинившиеся из других шрифтов, диспропорции заставляли его страдать или чувствовать себя неуютно. Он всегда замечал всевозможные ляпсусы и несоответствия.

Под руководством П.А. Ушакова редколлегия работала много лет.

Смотры-конкурсы стенгазет

Серьезным стимулом развития стенгазетного дела стали смотры-конкурсы стенгазет, которые начали проводить в институте и в городе ко Дню печати. Первоначально это были конкурсы на лучшее оформление стенгазеты. Оценивался главным образом внешний вид, затем количество номеров в год и уж в последнюю очередь содержание. Объяснялось это тем, что на стенгазету смотрели, прежде всего, как на лицо данного коллектива, как на элемент праздничного оформления помещения, а не как на рабочий орган.

«Теплофизик» несколько лет подряд занимал первое или второе место в институте. Смотры-конкурсы способствовали обмену опытом между редколлегиями. Стало улучшаться качество всех стенгазет. Опыт работы «Теплофизика», его пример стали использовать в других коллективах. У него скоро появились серьезные соперники. Основным из них стала стенгазета «Прогресс» (редактор И.М. Ардаматский). Много лет они соперничали друг с другом, перенимая друг и друга хорошее и «разыгрывали» между собой первое и второе места на конкурсе.

Юмористические новогодние номера

Одной из традиций «Теплофизика» был выпуск красочных, юмористических новогодних номеров. Готовясь к этому номеру, прежде всего, вырабатывали общую идеологию, – какую сторону деятельности коллектива обыграть в шутливой форме. Сначала это были безобидные «сочинения», восхваляющие успехи коллектива в целом, всех его подразделений в отдельности и некоторых наиболее отличившихся за год сотрудников. Так, например, однажды коллектив теплофизиков был изображен в виде дружной команды корабля, плывущего по бурному морю к новым странам и открытиям. На капитанском мостике – руководитель коллектива профессор В.И. Субботин. Руководители подразделений изображены в ранге офицеров различных служб и специальностей в соответствии со спецификой подразделений. Рядовые сотрудники изображались матросами, причем каждому присваивались определенные атрибуты его научной или производственной деятельности, но с морской точки зрения. Ну, например, подразделение, занимавшееся вопросами очистки теплоносителей от примесей, снабжались швабрами, чистило и драило корабль. В этих номерах практически не было текста. По существу это были коллективные дружеские шаржи. В следующий раз в новогоднем номере, когда В.И. Субботин стал членом-корреспондентом АН СССР, теплофизический коллектив был представлен как академический ансамбль песни и танца «Теплушечка». Здесь также отражалась деятельность коллектива, его подразделений и отдельных сотрудников. Все они выступали в разных жанрах, опять же в соответствии со своими научными и производственными задачами и интересами. Здесь уже определенную смысловую нагрузку нес текст, хотя он в основном служил для пояснения шаржей.

Художник и редактор Ю.С. Юрьев

Художник и редактор Ю.С. Юрьев<

Новогодние номера пользовались в свое время большим успехом у читателей. Успехом своим они были обязаны главным образом Ю.С. Юрьеву, работавшему в то время основным художником в «Теплофизике». Его шаржи были замечательны. Во-первых, они имели несомненное портретное сходство. Он умел схватить главное в образе шаржируемого, подчеркнуть ту или иную особенность, соответствующую общему замыслу стенгазеты. Юрий Сергеевич Юрьев, несомненно, талантливый человек. Он чрезвычайно деликатно относится к людям, тонко чувствует настроение и отношения между ними, понимает их характер и психологию. Никогда не произносит громких и пышных фраз. О самых серьезных и важных вещах умеет говорить простыми, убедительными словами. Владеет словом он очень хорошо. Много раз было так, что в поздравительных адресах, заметках, научных трудах, стихах, в подготовке которых принимал участие, он предлагал наиболее правильные, наиболее подходящие и наиболее красивые слова и выражения. С ним всегда было приятно работать. Юрий Сергеевич самокритичен. Среди шаржей в новогодних номерах, как правило, присутствовал и его автошарж, и притом отнюдь не облагороженный, не приукрашенный. Уже одно это способствовало тому, что другие персонажи не обижались на редколлегию и на художника. После ухода А.П. Ушакова в институтскую стенгазету «Атом» и дальше в партийный комитет института Ю.С. Юрьев несколько лет возглавлял редколлегию «Теплофизика», сохранял ее лучшие традиции и умножал успехи.

Член редколлегии и редактор С.П. Казновский

Постепенно текст в новогодних номерах стал приобретать все больший вес. Писали его в юмористическом ключе, на местном материале. Частенько в новогодних номерах стали появляться критические материалы, намеки на те или иные недостатки. В этих номерах отличался еще один член редколлегии (и потом тоже редактор) С.П. Казновский. Любитель анекдотов и смешных историй, он был неплохим выдумщиком и сочинителем. Ему принадлежат тексты нескольких новогодних номеров и сам замысел их. Это ему принадлежит текст новогоднего номера об одном молодом аспиранте Ваньке Жукове, отданном в ученье «сапожнику». В большой литературе аналогичный текст появился несколькими годами после, так что С.П. Казновский не «содрал» эту идею, а сам додумался использовать чеховский рассказ. В этом номере деликатно, но все-таки критиковались недостатки в работе с аспирантами, освещалась сама работа. А в целом был веселый новогодний номер. Рисункам в нем было отведено уже значительно меньше места, и роль их была не главной.

В другом номере речь шла о строительстве производственных помещений для теплофизиков. Многочисленные хождения и согласования, бесконечные «отфутболивания» были представлены в газете в виде хоккейного матча любительской команды «теплофизик» («теплый физик») и профессиональной сборной планово-производственного отдела, отдела капитального строительства, санинспекции, главного управления, администрации института. Описание матча богато иллюстрировалась рисунками, аппликацией. Тут были и портреты игроков, и острые моменты встречи, так что читатель ясно понимал намеки и легко переводил хоккейную терминологию на проектно-сметно-строительно-монтажную.

А однажды теплофизики встречали Новый год на луне. Этот номер был довольно оригинально оформлен. На черной бумаге, изображающей космическую ночь, белой, желтой, розовой гуашью, а также аппликациями и короткими текстами повествовалось о делах теплофизических, об их нуждах и заботах, успехах и недостатках.

В другой раз коллектив теплофизиков превращался в колхоз «Теплый стан». Речь в нем шла главным образом о шефской помощи селу, а идея была подсказана названием одного из районов Москвы. Словом, где только не побывали теплофизики в новогодние ночи, где только не встречали они Новый год!

Тематические номера «Теплофизика»

Интересными были тематические номера, иногда выпускавшиеся к тому или иному крупному событию. Вот, к примеру, номер, посвященный пятидесятилетию образования СССР. За основу была взята удачная идея Ю.С. Юрьева. Многочисленный коллектив теплофизиков собрали из разных концов и уголков страны. Так пусть же каждый желающий, а также некоторые товарищи персонально (по просьбе редакции) напишут о своих родных местах. Какими они были, какими стали? Пусть проиллюстрируют свои рассказы, очерки, зарисовки или краткие заметки фотографиями. Все это вместе с передовой статьей, посвященной истории образования СССР, должно составить, и действительно составило, интересный номер.

А вот еще один тематический, хотя и необычный номер. Он посвящен работе теплофизической конференции и был выпущен прямо во время ее работы. Выпущен он был практически одним человеком. Помогали ему только наклеить заметки и вывесить номер. Стенгазета была смонтирована из шаржей, сделанных Ю.С. Юрьевым на всех докладчиков, выступающих на конференции. Ему же принадлежат и подписи под рисунками. Все это было наклеено на длинный лист миллиметровой бумаги, сделан заголовок - и стенгазета готова.

Очень остро схвачено портретное сходство всех персонажей, очень тонко передан подспудный, завуалированный смысл выступлений, дополняющий характеристику шаржируемых. В то же время эти подписи – почти дословные цитаты из выступлений и по ним специалисты-теплофизики легко понимали тему выступления. Этот номер пользовался большим успехом у участников конференции.

Все течет, все изменяется

Но, как известно, «все течет, все изменяется». Прежде всего изменяется сама жизнь, объективная реальность. Изменяются люди. Стенная газета, хотите вы этого или нет, хорошо или плохо, прямо или косвенно, но обязательно отражает жизнь, реальную обстановку и, конечно, субъективные факторы тоже. Следовательно, изменяется и стенгазета. То же было и с «Теплофизиком». Ушли из редколлегии П.А. Ушаков, Ю.С. Юрьев, С.П. Казновский. Из оставшихся наиболее опытными оказались Н.М. Матюхин, Л.В. Тереник и наш герой. Все они работали и сменными редакторами, и художниками. Из этой троицы наш герой был наименее художник. Вообще все трое оказались сторонниками различных взглядов на газету, хотя довольно долго работали в одной редколлегии. Вскоре Н.М. Матюхин и Л.В. Тереник тоже ушли из редколлегии на другую общественную работу, и нашему герою пришло время стать редактором «Теплофизика». Он принял эстафету от С.П. Казновского.

Редактор Н.И. Логинов

К тому времени, то есть к началу семидесятых годов, «Теплофизик» уже уступал первенство «Прогрессу», довольствуясь вторым или третьим местом в институте, а то и вообще оставаясь без призового места. Сказался уход из редакции опытных «газетчиков». Но дело было не только в этом. Изменились и условия конкурсов. Теперь уже конкурсы проводились не на лучшее оформление стенгазеты. Содержание стенгазеты, ее идейная направленность, действенность были поставлены на первый план. Стало ясно, что нужно изменять стиль стенгазеты, стиль работы редколлегии. В соответствии с изменившимися требованиями к стенным газетам наш редактор понял, что действенность газеты связана и с ее оперативностью. Надо было увеличивать число номеров в год. Редактор стал больше заниматься именно редакторскими обязанностями: редактирование заметок, руководством ответственными за тематические отделы, идейной направленностью газеты, формированием тематики выступлений, повышением своей квалификации. Оказалось, что тут очень много важной, интересной и ответственной работы. У него появилось время подумать о газете, о ее лице и роли. Впервые «Теплофизик»; вышел десять раз в год! Он снова стал серьезным конкурентом «Прогрессу».

Переход количества в качество

Перспективный план следующего года уже предусматривал выпуск двенадцати номеров.

Одновременно было принято небольшое техническое новшество (по крайней мере в институте его впервые применил «Теплофизик»). Это было печатание заметок не на писчей бумаге, а на ватмане. Конечно это несколько дороже, но зато вид! Бумага теперь совершенно не морщилась и не стягивалась. Колонки сделали еще уже – двенадцать сантиметров. Ватман заранее нарезали длинными полосами и заметки печатали уже на них. При верстке можно было разделить эту полосу по длине именно на такие части, какие требовались. Теперь на планшете удобно размещались три колонки, а не две, как было раньше. Уменьшилось количество стыков в заметках. Легче стало исправлять опечатки: срезать ошибочную букву лезвием и впечатать правильную. Вид газеты стал строже и благороднее. Снова стало появляться свое лицо.

Выпустить двенадцать номеров с первого раза не удалось, вышло только одиннадцать, но уже было ясно, что это достижимо. А когда на следующий год вышли все двенадцать номеров, то обнаружился некий парадокс. Оказались излишки заметок! Да, да! Несколько заметок мы не смогли опубликовать, так как они не помещались в номер.

Что же произошло? Раньше на семь-восемь номеров с трудом набирали материал, а теперь он в двенадцать не лезет. А случилось то, что называется переходом количества в качество. Расширилась информационная база, доступная для стенгазеты. Короче говоря, для газеты стало доступным большее число событий и фактов.

Надо сказать, что большой труд редколлегии был сразу же вознагражден. На очередном конкурсе «Теплофизик» получил первое место в институте, второе место в городе и специальный приз совета ДСО за лучшее освещение спортивной тематики.

Но коль есть излишки материала, то значит, стенгазету можно выпускать еще чаще. Глядя со стороны – можно. А выдержит ли такую нагрузку редколлегия? Свободного времени теперь у всех мало. У всех семьи, домашние дела, заботы, увлечения. Да и работа в НИИ не нормирована. Не каждому удается выключиться из нее в 17:00. Кое-кто засиживается на работе допоздна, другие продолжают работать дома. И, наконец, главные вопросы: а сколько газет надо, эффективны ли они? И вообще НУЖНА ЛИ СТЕНГАЗЕТА?!

Тем не менее, газета продолжала жить, пережила вместе со страной эпоху гласности и перестройки. Периодичность выпусков доходила до 16 номеров в год. При этом стенгазета размножалась до 6 экземпляров — для каждого здания, где работали теплофизики. Последний номер, 2015-й вышел в мае 1990 года.

Затем прекратилась деятельность КПСС, и стенгазета Теплофизик, как «орган партийной, комсомольской и профсоюзной организации отделения теплофизики ФЭИ», исчезла.