(Отрывки их дневника сотрудника ФЭИ Бориса Каюрова)
20 июля 1964 г.
Мы, 10 человек Обнинского Клуба Туристов, едем в Карелию. Только немногие из группы успели посетить ее. Большинство с ней совсем незнакомо. По примеру посещения Кольского полуострова зимой я уже остерегаюсь называть тех, кто стремится поехать в отпуск в эти края на байдарках, неуемными фантастами, пресытившимися обычными красотами природы. Когда-то я примерно теми же словами назвал тех, кто стремился зимой поехать на Кольский полуостров, и жестоко ошибся. Действительно, не может же быть неинтересным край, в который стремятся тысячи людей разных возрастов и убеждений. Это неспроста! Первое же доказательство, что это неспроста, мы получили еще на Ленинградском вокзале. В субботу, 18 июля, там было буквально нашествие туристов-водников. Только из Обнинска поехали 3 большие группы с байдарками...
...Вот она, наконец, речка Воньга, с которой мы должны начать наше путешествие вверх по течению. Около ж/д моста, на полянке, поросшей густой, сочной, сырой травой с черникой, мы в течение 4-х часов собирали и подготавливали байдарки. Однако сразу было ясно, что Воньга как-то совсем не похожа на Протву, скорее, она напоминала горную реку, и было весьма странно, как можно было идти по ней не только вверх, но и вниз на байдарках. Как это делать, наш шеф Юра Александров, или как все его называют – Иваныч, популярно нам объяснил: надо прежде всего раздеться, а потом надеть на ноги носки и ботинки. После этого спустить байдарки на воду, нагрузить их полным грузом и, войдя в воду, толкать их вверх по течению, помня при этом два условия: чтобы течением тебя не сбило с ног и ты не утонул, и чтобы не дать тому же течению вырвать байдарку из твоих рук и унести. Я, например, не совсем понял, какому условию надо отдавать большее предпочтение. Через 15-20 минут после теоретического введения Иваныча насчет проведения байдарок через пороги мы начали наш поход, но не на байдарках, а пешком вверх по течению бурной порожистой Воньги…
Идти приходится в основном по колено в воде, но частенько проваливаешься между камней по грудь и даже глубже. Эта игра с Воньгой может длиться неопределенно долго: может быть, час, а может быть, целый день. При этом скорость движения должна составлять в лучшем случае 1 км в час. Все было ясно. Не хотелось только одного – раздеваться и лезть в воду. Но раз надо… Я был искренне удивлен, когда попробовал воду. Она была около 20 градусов... Каждый, кто бывал в горах и поднимался на высоту примерно границы леса, очевидно, согласится, что местная природа – растительность, реки, температурные колебания днем и ночью и даже небо очень похожи на особенности природы в горах на высоте границы леса. Только вот температура речной воды здесь, в Карелии, резко отличается от температуры горных речек, где она редко превышает 10 градусов. Те же ягодные кустарники, заболоченность, угнетенная форма растительности стелющегося низкорослого тона, пестрый ковер мхов и лишайников, как и в горах. Берега в основном состоят из больших гранитных валунов серого цвета.
24 июля
За всю вторую половину дня прошли мало – всего 3 км и подошли к солидному порогу, возле которого заночевали. Первый порог шумит в 5 метрах от палаток, а за ним красивая тихая заводь. Сразу же принялись за рыбную ловлю, благо снаряжение у нас довольно богатое. Одних спиннингов – 5 штук. Любому рыбаку средней полосы показалось бы неуемной фантазией, если бы ему сказали, что при первом же забросе блесны вытащил щуку с руку. Но это случилось. Щука, схватившая блесну, была такого размера, а точнее, 4,2 кг. Поймал ее Володя Руденко и стал героем дня. Мечта Володи было поймать семгу. Место, куда была заброшена блесна, в самую стремнину порога, соответствовала больше тому, чтоб там сидела семга, а не щука. Поэтому, когда Володя стал подтаскивать рыбину к берегу, он отчаянно кричал: «Семга! Семга!». Это была не семга, но радость от первой и такой крупной добычи была не меньшей. Жареной щуки хватило на всех.
Первые впечатления всегда самые сильные. А впечатления огромные от первой встречи с Карелией. Жаль, еще ягоды не поспели, но они, мы надеемся, еще будут во второй половине похода. Много голубики, не очень много черники, и ягоды еще зеленые. Состоялось первое знакомство с северной морошкой, которая, по наивности некоторых, была принята за недозревшую ежевику. Действительно, она напоминает гроздья винограда в миниатюре.
21 июля
С утра солнечная погода! Какая красота! Солнце в Карелии совершенно необходимо. Оно до неузнаваемости оживляет природу и настроение везде, но здесь особенно. Первая ночь прошла прекрасно. После ночи, проведенной на ж/д станции, мы спали как убитые. Оборудование палаток для водного туризма в целях экономии времени устройства бивуака и удобства двумя надувными матрацами или поролоновыми ковриками следует признать совершенно необходимыми. Температура воды 18 утром и приблизительно 19 вечером. Температура воздуха утром и ночью около +6-7 градусов. Днем поднимается до +19–21.
На обед остановились, проплыв озеро на чудесном песчаном берегу. Песок какой-то особый – блестящий и совершенно белого цвета. Чистейший берег. Забрались справа на невысокую сельгу с Ю. Александровым. Вид оттуда изумительный. С нее хорошо просматривается дальнейший путь через протоку. Много черники. Разбросаны камни, вокруг покрытые лишайником, который вырос какими-то концентрическими окружностями. На холме очень сухо.
24 июля
Впереди просматривается небольшой перекат. Невдалеке еще в вечера слышали крик диких гусей и утиное семейство на воде. С утра лечили раны наших байдарок. Они оказались на трех лодках. Правда, небольшие, но чувствительные. Заклеили и подались дальше. До обеда прошли целую серию небурных перекатов, довольно легких. После каждой проводки небольшой участок спокойной воды, по которой идем своим ходом и таким образом отдыхаем. Гера Сабелев на блесну по ходу поймал первого язя. Сначала не поверили, так как говорят – язь не берет на блесну. Рыба около 1 кг.
При движении лодок своим ходом встречается масса подводных камней. Средняя глубина в русле при движении лодок своим ходом около 40 см. Двигаться очень трудно: то и дело натыкаешься на камни. Но проколов не было. Перед самым выходом на озеро устроились на обед. Кто варил, а кто ловил – как всегда. Но рыбалка, а вернее, охота со спиннингом получилась просто невероятная. Ничего подобного не видел не только я, но и никто из нас – 10 человек. Героем дня стал Гера Сабелев. Первый же заброс блесны, и язь хватает его. И так было 13 раз. Это было озеро глупых язей. Каждый язь весом более 1 кг. Огромные, красивые рыбины. Чуть позже начали попадаться на блесны довольно крупные окуни. Общий улов составил около 14 кг одних только язей. Окуней кг 5, и Владик привез еще около этого. Таким образом, в сумме мы поймали в течение полутора часов около 25 кг рыбы. Всех охватил какой-то ажиотаж, охотничий азарт. В человеке проснулся хищник, как обычно в таких случаях. Интересно узнать, когда бы наступило насыщение, но Гера отдал команду к дальнейшему следованию. Вытягивание язей и окуней пришлось прекратить к большому нежеланию озверевших рыбаков. Пока шла лодка, над нами пронеслось сначала 2, потом еще 4 утки…
Проплыв еще около часа по Муром-озеру, ищем место для ночлега и вскоре находим его на самом конце – мысе полуострова. Мыл длинный, узкий и каменистый. Топлива уйма: сухостой, бурелом и валежник. Место красивейшее. Кругом вода. У всех много работы: клейка байдарок, установка палаток, костер, дрова, и самое главное, нужно обработать все 25 кг пойманной рыбы. Каждый день мы ложимся очень поздно – около часа, сегодня, очевидно, будет то же самое. Кроме того, трудно будет успеть пожарить всю рыбу за вечер. Пошло подсолнечное масло в ход. Сварили тройную уху. Язей почистили и разрезали вдоль всей длины, получилось филе. Исключительно нежное и жирное мясо у язей, а главное, желто-красное на цвет. Язи очень вкусные, но скорее их лучше не жарить, а коптить или делать малосольным. В общем, больше половины рыбины, то есть около 500 г, съесть я не смог. И с этого вечера рыба начала надоедать.
28 июля
Дневка. Сегодня весь день идет подготовка к празднику. Отмечаем день рождения Г. Мучкина и В. Руденко. К ужину был приготовлен суп из двух рябчиков (Коля Колосков – автор), пирог с черникой и рыбой, именные лепешки, целая куча просто лепешек, жареная рыба, уха и кисель из черники. Начали часов в 8. Все было очень торжественно обставлено. Именинники сидели по краям стола. Ю. Александров прочитал оду в честь дня рождения юбиляров. Она была воспринята с диким восторгом, так написана действительно с юмором и рифмой. Это было здорово. Виновникам вручили по пирогу и именной лепешке, а затем памятные подарки: Мучкину – деревянную фигурку с гребцом, а Руденко – китайскую свертывающуюся картинку. Настроение у всех было приподнятым. Днем были еще проведены соревнования по стрельбе.
11 августа
Продолжаем спуск по реке Кузема. Опишу чуть подробнее, что такое провести байдарку. Сидишь, гребешь. Ноги пока сухие в носках и кедах. Далее идут штормштаны, почему-то их считают непромокаемыми. Внизу на ногах у них тугая резинка. Выше надеты свитер или куртка. Повторяю, все пока сухое. Впереди порог. Медленно приближаемся к нему, всматриваясь в направление струй, идем туда. Но через десяток метров, а то и сразу чувствуешь, что твоя посудина начинает яростно шаркать о камни. Байдарка, клюнув несколько раз носом о камни, замирает, надежно сев дном. Тут уж бесполезны любые усилия весел. Все попытки сдвинуть ее излишни. Вот и нужна проводка.
Каждый раз, когда лезешь в кедах в воду, мрачно ругаешь себя в душе, что не приложил усилия найти сапоги для похода. Они действительно необходимы, когда температура воды низкая. Так вот, лезешь ногами в холодную воду и начинаешь тащить байдарку, тыкать ее носом между камней, где поглубже. Течение быстрое, камни скользкие, обросшие какими-то водорослями. Куда ставить ногу, плохо видно, особенно, когда погода не солнечная, а иногда и смотреть-то некогда – лодка сзади поджимает. Чаще всего глубину для проводки лодки выбираешь не более 0,5 метра. Но попробуй выбери такую глубину! Обычно выбирать не приходится: делаешь шаг – 20 см, другой – 50 см, третий – более метра. Вода при таких провалах не проходит сразу через брезентовые штаны, но зато холодной струей льет через ширинку. Ощущение прекрасное! Но это еще не все. Как уже было сказано, проводка долго не длится, а очень часто всего 2-3 минуты. Когда глубина становится достаточной для движения, нужно быстро вскочить в лодку. Но чтобы это сделать, ноги неминуемо нужно задрать вверх по очереди и уже потом шлепнуться на дно байдары. И вот в этот самый момент, когда поднимаешь ногу вверх, 2-3 литра холодной воды выливаются мощной струей из широкой штанины брюк под тебя. Затем с помощью второй ноги добавляешь количество воды в луже на дне байдарки еще литра на два, и она иногда достигает спины. Общее впечатление непередаваемое!
… Еще перед остановкой на ночлег услышали зычный свисток тепловоза. В. Руденко не выдержал и закричал: «Ура!». Времени было около 6 часов вечера, все промокли и замерзли. Страшно хотелось погреться и обсушиться, поэтому голос тепловоза был, очевидно, всем приятен. Это практически конец похода.
12 августа
Последнее утро на Куземе. Клейка байдарок, фотографирование, Встреча с местным рыболовом. Выводок утят, промчавшийся мимо нашего лагеря. И отплытие. Кстати, растительность резко изменилась. Появились высокие и даже стройные березки по бокам и совсем пушистые елочки. Болота исчезли. В лесу много грибов. Сразу же, через 300 метров, начинается порог перед железнодорожным мостом. После железнодорожного моста река разливается широко, много куги. Страшно мелко. Проходим ближе к левому берегу. Впереди ширь залива или губы Куземы – так ее называют. Но впереди еще один, на этот раз последний морской порог. Нам не повезло, проходим этот порог в момент наименьшей воды – морского отлива. Этот порог представляет собой гряды камней, сквозь которые река проходит многочисленными струями. Основной струи нет. С трудом проходим порог. Пробуем воду – она уже солоноватая. Море!
Накрапывает дождь. Ветер холодный. Но день сегодня в отличие от предыдущих можно назвать отличным. На небе синие окна и иногда светит солнце. Когда мы входили в устье Куземы, Белое море нас встретило солнцем. Поставили палатки, пошел маленький дождь. Приготовили обед. Я после обеда сходил на ближайший мыс в сторону моря. Места красивейшие. Побережье Белого моря как бы вобрало все самое лучшее Карелии. Здесь все породы деревьев, растущие в Карелии, причем в лучших формах, все виды ягодников, живописнейшие, красивые берега и островки песчаные и скалистые, много грибов. Мыс, который я посетил, и берег, по которому я шел, был насыщен красивейшими кадрами. Я нащелкал почти целую пленку за час прогулки. Кадры настоящей северной природы красивые и строгие, в них какая-то суровость. От них трудно оторваться. По-моему, творческие командировки художникам нужно устраивать именно в такие места.
Прилив достиг своего максимума к 8 часам вечера. Если бы мне сказали, что вода при полном приливе наполовину покроет красные скалы, на которых остановились, и в 150 метрах от которых сели на песок наши байдарки при отливе, я бы счел это шуткой. Но вечером я сам убедился, здесь приливы довольно значительные. Общая высота достигает 2,5–3 метра. Приливы моря так же необычны, как и белые летние ночи севера.
14 августа
День отъезда. Погода отличная. Вылез из палатки с единственным желанием остаться здесь еще на денек, просто так, походить, отдохнуть. Но все уже намечено. Собраться надо не позже 11 часов, пока еще можно отъехать от красных скал и пройти в устье реки Березовка. Это совсем рядом – около 1 км.
Настроение печальное. До сих пор уехать хотелось, а сегодня нет. Некоторые собирают домой чернику. Действительно, что можно привезти домой, отъезжая с Белого моря? Особенно если семги нет? Только ягоды. В последний раз спускаем наши байдарки в соленую воду Белого моря и через 15 минут мы уже в устье реки Березовки. Отсюда чуть более 1 км до станции. Отсюда начался наш маршрут. Совпадение. Мы тогда ночью вышли на это место тоже во время прилива. Тогда мы и не предполагали, что конец похода будет здесь же.
Выгружаем байдарки. Переворачиваем их и сушим. Затем начинаем разбирать. Некоторые клеят заплаты. Глядя на потрепанные шкуры байдарок и обилие заплат, невольно вспоминаешь весь пройденный маршрут. Поезд идет в 3 часа ночи. Времени много. Проводим его кто как хочет. Я собираю чернику. В 9 часов делаем последний марш-бросок до станции. Это был последний переволок. Набираю на память букет севера и беру кусок белого кварцита. До свидания, Карелия! Я не прощаюсь. Обязательно приеду сюда еще. Твои красоты незабываемы.