Ценим
ПРОШЛОЕ,
работаем
на БУДУЩЕЕ

Экскурсии на Первую в мире АЭС

Атомная энергетика

Передовые технологические решения в области ядерной энергетики и безопасности

Комплексная система контроля и диагностики морского корабля

Не опубликовано

Мониторинг состояния основного оборудования ядерно-энергетической установки и систем, обеспечивающих живучесть корабля.

Область применения и цель проекта

Автоматизированные системы контроля и диагностики оборудования РУ различного типа, разработанные АО «ГНЦ РФ – ФЭИ» для объектов атомной энергетики, предлагается адаптировать к объектам гражданского и военно–морского флота.

Целью создания комплексной системы контроля и диагностики морского корабля (КСКД МК) является:

  • мониторинг состояния основного оборудования ядерно-энергетической установки и систем, обеспечивающих живучесть корабля;
  • обеспечение раннего оперативного обнаружения отклонений параметров от допустимых значений;
  • определение остаточного ресурса основного оборудования и систем, обеспечивающих живучесть корабля.

Комплексная система контроля и диагностики морского корабля предназначена для контроля и диагностики ядерной энергетической установки (ЯЭУ), систем движения, систем живучести и систем жизнеобеспечения корабля, а также для:

  • обеспечения безаварийной эксплуатации ЯЭУ и корабельных систем;
  • повышения экономической эффективности эксплуатации морского корабля;
  • решения задач управления ресурсными характеристиками систем и оборудования; сбора и систематизации данных по условиям и опыту эксплуатации оборудования.

Описание технологии

В основу разработки КСКД МК закладываются следующие принципы:

  • система должна представлять собой распределенную систему с вертикальной иерархической структурой, интегрирующую функционально законченные локальные системы диагностирования;
  • контролю и диагностированию подлежат элементы систем, обеспечивающие живучесть корабля и систем нормальной эксплуатации, важных для безопасности ЯЭУ в целом;
  • базовые диагностические параметры необходимо определять с использованием двух или более алгоритмов, использующих разные технологии и/или разные физические принципы;
  • система должна предусматривать возможность «обучения» с адаптацией новых алгоритмов диагностирования.

С учетом имеющегося опыта разработки систем и технических средств диагностирования для энергоблоков с реакторами БН, ВВЭР и РБМК, оборудования транспортных ЯЭУ, а также с учетом специфики корабельных систем предлагается следующая трехуровневая структура КСКД МК:

  • уровень технологического процесса (нижний уровень);
  • уровень контроля состояния и первичного диагностирования оборудования (средний уровень);
  • уровень комплексного диагностирования и представления информации (верхний уровень).

В результате выполнения проекта будет:

  • разработана система оперативного контроля и диагностики оборудования ЯЭУ;
  • разработан технический проект системы оперативного контроля и диагностики оборудования ЯЭУ;
  • разработана конструкторская и эксплуатационная документация;
  • изготовлен головной образец системы КСКД МК;
  • проведены предварительные и приёмочные испытания головного образца системы с присвоением конструкторской документации литеры ”O1”;
  • организована научно–техническая и производственная кооперация для серийного выпуска комплексных систем контроля и диагностики морского корабля.

Главными приоритетами при разработке КСКД МК служили

  • безопасность корабля и экипажа,
  • полнота функционального объема задач управления,
  • своевременность и достоверность представляемой информации,
  • надежность,
  • а также сокращение эксплуатационных расходов.

Технологический или научный задел

  1. АО «ГНЦ РФ – ФЭИ» накоплен опыт в области практической разработки методов и средств диагностики для наземных прототипов судовых ЯЭУ, при проведении их ресурсных испытаний, внедрению методов диагностики на гражданских объектах и изделиях Военно–Морского Флота (действующие атомные подводные лодки с ядерными установками, охлаждаемыми сплавом свинец–висмут).
  2. АО «ГНЦ РФ – ФЭИ» имеет необходимые кадры соответствующей квалификации, опыт по конструированию оборудования, высококвалифицированную научную школу по разработке систем диагностики на различных оборонных и гражданских объектах.
  3. В АО «ГНЦ РФ – ФЭИ» в течение многих лет ведутся разработки и поставки на действующие блоки АЭС различных автоматизированных систем контроля и диагностики.

Коммерческие перспективы

Предлагаются различные по составу и структуре варианты реализации системы КСКД МК. Окончательная конфигурация комплексной системы контроля и мониторинга морского корабля будет определяться особенностями конкретного проекта и требованиями Заказчика.

Потенциальные потребители комплексной системы контроля и мониторинга морского корабля:

  • ОАО «Атомэнерго»,
  • ФГУП «Атомфлот»,
  • АО «ЦКБ МТ «Рубин»,
  • АО «НИКИЭТ»,
  • ОАО «ОКБМ Африкантов»,
  • ВМФ РФ и др.

Предложения по сотрудничеству

Предлагается создание консорциума предприятий, заинтересованных в совместной разработке и внедрении проекта. Сотрудничество и кооперация позволят в максимальной степени адаптировать проектную и эксплуатационную документацию, программные решения и средства визуализации к требованиям Заказчика.