Область применения и цель проекта
Автоматизированные системы контроля и диагностики оборудования РУ различного типа, разработанные АО «ГНЦ РФ – ФЭИ» для объектов атомной энергетики, предлагается адаптировать к объектам гражданского и военно–морского флота.
Целью создания комплексной системы контроля и диагностики морского корабля (КСКД МК) является:
- мониторинг состояния основного оборудования ядерно-энергетической установки и систем, обеспечивающих живучесть корабля;
- обеспечение раннего оперативного обнаружения отклонений параметров от допустимых значений;
- определение остаточного ресурса основного оборудования и систем, обеспечивающих живучесть корабля.
Комплексная система контроля и диагностики морского корабля предназначена для контроля и диагностики ядерной энергетической установки (ЯЭУ), систем движения, систем живучести и систем жизнеобеспечения корабля, а также для:
- обеспечения безаварийной эксплуатации ЯЭУ и корабельных систем;
- повышения экономической эффективности эксплуатации морского корабля;
- решения задач управления ресурсными характеристиками систем и оборудования; сбора и систематизации данных по условиям и опыту эксплуатации оборудования.
Описание технологии
В основу разработки КСКД МК закладываются следующие принципы:
- система должна представлять собой распределенную систему с вертикальной иерархической структурой, интегрирующую функционально законченные локальные системы диагностирования;
- контролю и диагностированию подлежат элементы систем, обеспечивающие живучесть корабля и систем нормальной эксплуатации, важных для безопасности ЯЭУ в целом;
- базовые диагностические параметры необходимо определять с использованием двух или более алгоритмов, использующих разные технологии и/или разные физические принципы;
- система должна предусматривать возможность «обучения» с адаптацией новых алгоритмов диагностирования.
С учетом имеющегося опыта разработки систем и технических средств диагностирования для энергоблоков с реакторами БН, ВВЭР и РБМК, оборудования транспортных ЯЭУ, а также с учетом специфики корабельных систем предлагается следующая трехуровневая структура КСКД МК:
- уровень технологического процесса (нижний уровень);
- уровень контроля состояния и первичного диагностирования оборудования (средний уровень);
- уровень комплексного диагностирования и представления информации (верхний уровень).
В результате выполнения проекта будет:
- разработана система оперативного контроля и диагностики оборудования ЯЭУ;
- разработан технический проект системы оперативного контроля и диагностики оборудования ЯЭУ;
- разработана конструкторская и эксплуатационная документация;
- изготовлен головной образец системы КСКД МК;
- проведены предварительные и приёмочные испытания головного образца системы с присвоением конструкторской документации литеры ”O1”;
- организована научно–техническая и производственная кооперация для серийного выпуска комплексных систем контроля и диагностики морского корабля.
Главными приоритетами при разработке КСКД МК служили
- безопасность корабля и экипажа,
- полнота функционального объема задач управления,
- своевременность и достоверность представляемой информации,
- надежность,
- а также сокращение эксплуатационных расходов.
Технологический или научный задел
- АО «ГНЦ РФ – ФЭИ» накоплен опыт в области практической разработки методов и средств диагностики для наземных прототипов судовых ЯЭУ, при проведении их ресурсных испытаний, внедрению методов диагностики на гражданских объектах и изделиях Военно–Морского Флота (действующие атомные подводные лодки с ядерными установками, охлаждаемыми сплавом свинец–висмут).
- АО «ГНЦ РФ – ФЭИ» имеет необходимые кадры соответствующей квалификации, опыт по конструированию оборудования, высококвалифицированную научную школу по разработке систем диагностики на различных оборонных и гражданских объектах.
- В АО «ГНЦ РФ – ФЭИ» в течение многих лет ведутся разработки и поставки на действующие блоки АЭС различных автоматизированных систем контроля и диагностики.
Коммерческие перспективы
Предлагаются различные по составу и структуре варианты реализации системы КСКД МК. Окончательная конфигурация комплексной системы контроля и мониторинга морского корабля будет определяться особенностями конкретного проекта и требованиями Заказчика.
Потенциальные потребители комплексной системы контроля и мониторинга морского корабля:
- ОАО «Атомэнерго»,
- ФГУП «Атомфлот»,
- АО «ЦКБ МТ «Рубин»,
- АО «НИКИЭТ»,
- ОАО «ОКБМ Африкантов»,
- ВМФ РФ и др.
Предложения по сотрудничеству
Предлагается создание консорциума предприятий, заинтересованных в совместной разработке и внедрении проекта. Сотрудничество и кооперация позволят в максимальной степени адаптировать проектную и эксплуатационную документацию, программные решения и средства визуализации к требованиям Заказчика.