В феврале 1956 года был пущен второй экспериментальный реактор – БР-2. Он предназначался для проведения физических исследований, требующих больших потоков быстрых нейтронов, и для экспериментального подтверждения величины КВ более 1,0. Активная зона реактора содержала твэлы с металлическим Pu и охлаждалась ртутью. Тепловая мощность проектируемого реактора была сравнительно невелика – 100 кВт, объем активной зоны был менее 2 л.
Руководителем работ по всему циклу, от разработки до пуска и эксплуатации БР-2, был назначен Олег Казачковский. Принятые при создании БР-2 принципиальные решения по конструкции реактора, системе органов регулирования, компоновке технологической схемы аварийного расхолаживания, структуре радиационной защиты и другому были оригинальными и не имели аналогов в отечественной и мировой практике реакторостроения.
Когда началось проектирование реактора БР-2, было недостаточно данных по поведению натрия при высокой температуре под воздействием интенсивного облучения, поэтому руководство лаборатории приняло решение в качестве охлаждающей жидкости реактора использовать ртуть, за рубежом был накоплен определенный опыт ее применения в экспериментальной ядерной установке «Клементина» (США, 1946-1953 гг.). Направление движения теплоносителя в активной зоне было принято сверху вниз, что позволило создать довольно простую схему теплоотвода и обеспечить уверенное аварийное расхолаживание реактора. Эксплуатация реактора продолжалась в течение года. Самая главная задача реактора БР-2 была решена – было доказано, что величина КВ в среднем достигает 1,8. В ходе эксплуатации БР-2 были обнаружены коррозионные повреждения ртутью оболочек тепловыделяющих элементов (твэлов), через которые плутоний попадал в теплоноситель, в результате коррозии в ртути оборудования реактора были утечки ртути из первого контура. По этим причинам работа реактора БР-2 была прекращена, а ртутный теплоноситель был слит в отдельную емкость и признан непригодным для быстрых реакторов.
Опыт с реактором БР-2 содействовал созданию реактора БР-5 (пущен в 1959 году) – новым перспективным и надёжным решением для будущей быстрой программы в нашей стране, но уже с металлическим щелочным теплоносителем (сначала эвтектический сплав NaK, а затем Na).
За участие в создании проекта радиационной защиты быстрого реактора БР-2 и его экспериментальных устройств Почетной грамотой Президента Российской Федерации был награжден главный научный сотрудник ГНЦ РФ – ФЭИ, профессор М.Н. Николаев. Разработанная им защита успешно послужила и следующему быстрому реактору БР-10.
Пресс-служба АО «ГНЦ РФ - ФЭИ»